На этой фотографии лейб-гвардии Кексгольмского полка изображено более тысячи человек. Размер фото составляет около 110 на 60 сантиметров, и его детализация впечатляет — каждого солдата можно увеличить до обычного портрета и вклеить в семейный альбом.
Гениальные изобретения появляются, когда возникает необычный спрос. В 1899 году компания Chicago & Alton Railway создала “самый красивый поезд в мире” — Alton Limited. Он предназначался для быстрой перевозки грузов между Чикаго и Сент-Луисом, состоял из шести вагонов и завораживал симметрией: все вагоны были одного размера, а окна — одинаковой формы. В журнале The Way Magazine его назвали поездом, который стоит увидеть как снаружи, так и изнутри. Но возникла проблема: как показать людям целый эшелон на одной фотографии?
Чтобы решить эту задачу, Chicago & Alton Railway обратились к фотографу по имени Джордж Рэйман Лоренц. Лоренц был новатором в своей области, и его чикагская студия славилась слоганом: «Невозможная фотография — наша специализация». К тому времени фотограф уже был известен своими экспериментами со вспышкой, а также своими панорамными снимками Сан-Франциско после землетрясения. Компания Chicago & Alton Railway спросила, сможет ли Лоренц создать фотографию размером два на четыре метра. Лоренц предложил сделать несколько снимков и склеить их в один, но компания отвергла эту идею, поскольку им был нужен максимально реалистичный кадр.
После отказа Лоренц предложил другое решение — сконструировать самую большую в мире фотокамеру. Компания согласилась, и Лоренц моментально принялся за работу. В итоге была создана камера рекордных размеров из натуральной вишнёвой древесины с объективом Carl Zeiss, также самым большим из когда-либо изготовленных.
Сама фотокамера весила более 400 кг, а в полной комплектации — более 635 кг. Согласно августовской статье Brooklyn Daily Eagle, для управления аппаратом требовалось 15 человек.
Одним весенним днём камера была доставлена на место съёмок. Погода была ясной, но ветреной. После того как фотоаппарат полностью собрали, Лоренц установил выдержку на две с половиной минуты и сделал снимок. В результате получили изображение размером 2,4 x 1,3 метра — самый большой негатив и фотографию в мире.
Для проявления двух с половиной метровой фотографии потребовалось около 40 литров химреактивов. В том же году Chicago & Alton Railway отправили три копии снимка на Всемирную выставку в Париже, где Лоренц был удостоен гран-при за фотографическое мастерство.
У экспертов фотография вызвала множество подозрений: никто не верил, что одна фотокамера способна создать столь громадную фотографию. Chicago & Alton Railway и Лоренцу пришлось предоставить письменные показания, подтверждающие подлинность снимка. Французский консул в Нью-Йорке был послан в Чикаго, чтобы проверить существование камеры и наблюдать её работу в частности. Его положительный отчёт развеял сомнения у организаторов выставки и в конечном счёте привёл к решению присудить Лоренцу приз за лучшее фотографическое мастерство в мире.
Лоренц нашел свою нишу: он фотографировал большие группы людей и объемные пространства, будучи вне конкуренции. Именно его пригласили сделать фотографию полка. На этой фотографии изображено примерно 1250 человек, выстроившихся в 25 рядов по 50 человек в каждом. Оригинальный размер фото 110 на 60 сантиметров. Фотография была сделана в Варшаве в 1903 году. Чтобы сделать снимок, ушёл целый день: 7 часов только выстраивали всех по росту. Заметьте, правильно поставлен и свет благодаря ряду изобретений. Лоренц получил несколько новых составов порошка для вспышек и усовершенствовал принципы использования электричества для получения искусственного света.
В 1904 году он получил специальный приз Американской ассоциации фотографов за свои достижения в области освещения. Опыт синхронизации вспышки не прошёл для Лоренца даром: его лаборатория регулярно оглашалась взрывами, и в результате одного из них он почти оглох на правое ухо. Другой взрыв был так силен, что Рейман, маленький сын Джорджа, вылетел из окна.
К своим знаменитым опытам с воздушными змеями Лоренц пришёл не сразу. Он уже много лет делал панорамные фотографии с высоты, но использовал для этого высокие лестницы, здания и воздушные шары, на которых поднимался. Среди оборудования Лоренца была телескопическая мачта из дерева и проволоки длиной около 6 метров, с помощью которой он поднимал камеру.
Подготовлено по материалу ютуб-канала studio Mixer