Краткая история фотографии СССР в первые годы советской власти

С 1918 года новая послереволюционная власть стала отбирать (“реквизировать”) частные помещения фото-мастерских и фото-павильонов. Но просто забрать имущество было мало. Осенью 1918 года для фотографов издали отдельный приказ: “Все профессиональные фотографы, имеющие негативы или копии снимков, изображающие революционные события начиная с 27 февраля 1917, обязаны зарегистрировать их самое позднее до 25 октября в областном кинематографическом комитете. Неповиновение этому приказу карается штрафом в размере до 5000 рублей”. Также было велено сдать в комитет по три отпечатка с каждого негатива. Таким образом новые власти хотели собрать архив фотографий, составить реестр выживших фотографов и получить возможность влияния на память о событиях.

В это же время в Петрограде открывается первый Высший институт фотографии и фотографической техники, куда на два факультета – научно-фотографический и художественно-фотографический – приняли больше 500 студентов. Позже здесь же начали учить полиграфистов и оптиков.

В следующем году, в разгар Гражданской войны, В.И. Ленин подписывает декрет о национализации “кинодела”, по которому вся фото и кинематографическая деятельность “официально” перешла в монополию государства. Все частные киноателье и кинотеатры без исключения отобрали у их владельцев. Тогдашнему начальнику “наркому просвещения” Луначарскому декрет “разрешил” реквизировать также любые фото-товары и материалы. Хотя на самом деле этот декрет задним числом просто “узаконил” то, что и так уже произошло.

“10 и 11 ноября в некоторые из существующих в Москве прокатных контор, а именно: «Бр.Патэ», «Гомон», «СИС», «Алианс», «Кинопрокат», «Тиман, Рейнгардт, Осипов и Ко», «Кинопосредник», «Киноленты», «Биофильм», «Липкин», «Кинотворчество», «Киноальфа», «А. Дранков и Ко», «Прометей», «Керре и Босвик» явились представители Кино-комитета и, предъявив мандаты, приступили к опечатанию помещений, контор, складов и лент, и остатков денежных сумм в кассах.” // Из письма предпринимателей, сохранившемся в архивах советского учреждения.

Через несколько лет все тот же Ленин уже понял всю мощь не только кино, но и фотографии, и активно призывал “показывать не только кино, но и интересные ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ фотографии с соответствующими надписями“. Именно поэтому фотожурналистика и репортаж стали позже основными официальными жанрами в СССР. На эти задачи (плюс военная область) нацелили и фото-промышленность. Правда, ее создание шло очень туго и фактически задержалось почти на 10 лет.

Но именно с этих событий по сути и началась история советских фотоаппаратов и фото-кинопромышленности.

В 1924 году реквизированный завод, построенный фирмой Шнейдер и Крезо, преобразовали в Трест оптико-механической промышленности. Но только в 1927 году вышел приказ о подготовке к производству советской фотоаппаратуры.

В 1927 году начали действовать и первые фабрики фотопластинок и фотобумаг. Но только в 1930-31 годах начала выпускаться первая советская киноплёнка.

  • Процесс создания завода по ее выпуску описан в мельчайших подробностях в книге “Рождение советской пленки” 1932 года, которая написана по горячим следам, но с современных позиций читается как полнейшая антиутопия, пропаганда, история воровства и пример безумных решений. Которые тем не менее каким-то образом все равно привели к созданию комбината-гиганта фото- и киноиндустрии в будущем…

В середине 20-х годов в СССР стали активно появляться различные фотокружки, объединения фотографов, в 1924 году в Ленинграде прошла первая фотовыставка фотографического общества. При этом официальные программы выставок были такими (реальный пример):

1. Фоторепортаж (хроника революционных событий, советское строительство, современный быт).
2. Художественная фотография (отображение в художественной фотографии труда, быта, природы СССР, советского строительства и его деятелей, национальных особенностей жизни народов Союза).
3. Научная и техническая фотография.
4. Фотография как средство агитационно-просветительное.
5. Фотография в рабочих клубах.
6. Фотография и кино.
7. Фотографическая советская промышленность.
8. Фотографическая литература.
9. Советская фотообщественность.

Основные официальные цели и задачи фотографии ничуть не изменились, наоборот – расширились. Но “трудящиеся” требовали “подешевле” и “своего”:

1929 год, цитата из журнала Советское фото про отсутствие советских фотоаппаратов
1929 год, цитата из журнала Советское фото про отсутствие советских фотоаппаратов

В 1929 году негосударственная артель ЭФТЭ выпускает первые партии своих одноименных фотоаппаратов, которые фактически были кустарными и официально о них долгое время предпочитали даже не упоминать.
В 1930 году появляется первый “плановый” советский крупносерийный фотоаппарат “Фотокор-1”.
В 1934 году дети в “детской трудовой комунне” в Харькове выпускают первые ФЭДы.

  • Что такое коммунны в то время? Почитайте подробнее в статье: Первый фотоаппарат ФЭД.
  • Посмотрите фотографии первых советских фотоаппартов и скриншоты с цитатами из книг по ссылке: Когда появился первый фотоаппарат в СССР?
  • Если вам интересна история советского фотодела и фотоаппаратов, читайте с огромным количеством подробностей материалы сайта photohistory.ru, на которых частично основана и эта статья.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


профессиональный фотограф в Минске на пленку