Философия Ваби-саби

Давайте я расскажу вам философию ваби-саби применительно к фотографированию на просроченную пленку на примере всего одной фотографии. Она сделана на черно-белую пленку 1983 года фотоаппаратом 1972 года в Минске летом 2024 года. Почти для любого фотографа, который привык к бесконечному цифровому фото-потоку и суперрезким четким фотографиям как пределу совершенства, эта фотография ниже скорее всего покажется браком. Но только не нам))

📍 Место съемки: Немига, Минск
📅 Дата: июль 2024
📷 Фотоаппарат: Зоркий-4к, 1974 год
🎞️ Пленка: Тасма 64, 1994 год
👤 Модель: @polinakuleshova47

Время съело эту пленочку почти совсем. Как будто реально слышен хруст – хрум-хрум-хрум – как оно пережевывает фотоэмульсию. Это была уже вторая катушка просроченной в 1994 году советской Тасмы64 – и второй раз те же самые результаты с засветками, пятнами и поврежденными слоями.

Но это все слова. Время никого не съедает, потому что его вообще не существует, говорят. Просто химия так работает – и это как раз то, что привлекает в работе с просроченной пленкой. Никогда не знаешь, что получится. Бывает, жалко хорошего кадра с удачной композицией, бывает, даже начинаешь сомневаться – может и правда просто дефект и брак? Но затем листая подборку и натыкаясь на то, что взрывает твое эстетическое чувство прекрасного, понимаешь – да, все было не зря! Ради этого одного кадра и стоило затевать эти танцы с бубном – потому что осознанно ТАКОЕ не придумать даже при большом желании… Можно придумать что-то похожее, что-то в том же стиле или с аналогичной концепцией, дать задание ИИ сгенерировать такую картинку или наложить с десяток разных фильтров и получить искомое – но во-первых, как вы найдете это, не зная, что искать? А во-вторых, даже создав изображение искусственно, вы все равно получите уже что-то другое, правда? Что-то, на что повлияли своей волей и желанием, АДАПТИРОВАВ реальность под себя, ИСКЛЮЧИВ несовершенное и “некрасивое”, о котором вы не знали и на которое никак не могли повлиять…

Такие кадры показывают, что несовершенное необязательно исключать из своей жизни. Что “некрасивое” – всего лишь концепция, меняющаяся со временем. Но если времени не существует, значит даже эта концепция меняется по каким-то другим причинам, правильно?..

Химия может изменить картинку, которую ты зафиксировал как реальность, придать ей совсем другие смыслы, фактически исказить – и реальность от этого не меняется в момент съемки! Но! Реальность может измениться после! Так много красоты вокруг, что даже “испорченная” пленка ее сохраняет и преумножает по-своему…

Это и есть путь ваби-саби – принять саму возможность несовершенства и попытаться найти / подчеркнуть гармонию в том, что случилось без твоей воли и желания. Найти гармонию в том, на что влиял не только ты, но и законы природы, химия, свет, бог или кто-то еще…

P.S. Долго думал, почему мне так понравилась эта фотография. Потом понял, что пятно напоминает разрыв – как будто темные пятна по всей поверхности фотографии это какое-то покрывало или фильтр, разорвав который, можно увидеть картинку реальности как она есть. Правда, эта картинка как будто не сильно отличается, просто немного искажена. Но кто знает, действительно ли за разрывом все то же ограждение, все то же монструозное здание, и все ТА ЖЕ ДЕВУШКА, ПОХОЖАЯ НА ДЖОКОНДУ…

P.P.S. Эта фотография выше и эта история не означают, что все ВАШИ фотографии с фотосессии Plenka.Top будут точно в таком же стиле – думаю, вы прекрасно видите разнообразие фотографий в галерее, включая фото-коллажи и гламурные цифровые портреты. Здесь речь о другом. Ваби – это сила, скромность и целостность, а саби – это отпечаток времени, безмятежность, подлинность. На стыке этих понятий и зарождается философия, проповедующая красоту момента во всей ее естественности – с шероховатостями, неровностями, веянием времени. Почитайте подробнее про ваби-саби в журнале Форбс и звоните – обсудим фотосессию 🙂

профессиональный фотограф в Минске на пленку